5 – 6 классы.
1. Основы туристской подготовки
1.1. История развития
туризма.
Туризм – средство познания своего края;
средство физического и духовного развития,
оздоровления, привития самостоятельности и прикладных навыков. Виды туризма.
Понятие о спортивном туризме.
Основные туристско-краеведческие направления:
родной край, его туристские возможности; экскурсионные объекты и музеи.
1.2. Воспитательная
роль туризма.
Значение спортивного и познавательного
туризма в формировании общей культуры личности,
основ поведения в природе и обществе. Воспитание волевых качеств личности.
1.3. Туристское
снаряжение.
Перечень снаряжения. Одежда и обувь.
Подготовка снаряжения. Понятие о еяпповом снаряжении. Организация туристского
быта. Практическое занятие.
1.4. Подготовка к
экскурсии, походу. Определение цели и места района движения; составление плана.
Подготовка: изучение литературы, получение возможных сведений.
2. Ориентирование на местности
2. 1.
Ориентирование по горизонту. Основные направления на стороны горизонта.
2.2.
Работа с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта,
ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Практическое занятие.
2.3.
Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты, ориентирование по местным
предметам. Действия в случае потери ориентировки.
2.4.
Дидактические игры: «Краски осени», «Лесные находки», «Что за птица?», «Что изменилось?»,
«Рассмотри и опиши», «Узнай растение по листу», «Да и нет», «Весенний луг»,
«Что сначала, что потом?»,
3. Физическая подготовка
Направлена на развитие физических кондиций в
аэробном режиме двигательной деятельности
и специфических координационных способностей. Применяются адекватные
возрасту занимающихся методы выполнения нагрузки, в том числе широко – игровой
и соревновательный. Обязателен
индивидуальный подход к параметрам нагрузки на занятиях.
3.1. Ходьба по
местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием
через естественные препятствия; дыхание при ходьбе.
3.2. Бег. Специальные
упражнения для отработки длины и частоты шага; для совершенствования техники
бега. Бег в разных условиях: с
изменением темпа, в гору, с горы, с преодолением естественных препятствий, по
ровному грунту, по траве. Кросс на дистанцию от 300 до 3000 метров. Дыхание при
беге. Бег в сочетании с ходьбой.
3.3. Преодоление
препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая; перелезая,
влезая, подлезая.
3.4. Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Охотники и зайцы»,«Мыши и кот», «Волк во рву», Лягушка и
цапля», «Попади в цель», «Полоса препятствий», «С кочки на кочку», »Не намочи
ног».
3.5. Туристская
эстафета.
4. Туристско-познавательная деятельность.
4.1. Родной край.
Природные особенности. История. Известные земляки. Памятники истории и
культуры. История своего населённого пункта. Практическое занятие.
4.2. Туристские
возможности родного края. Прогулки, экскурсии по объектам; музеи. Практическое
занятие.
4.3. Знакомство с
исследовательской работой.
7 – 8 классы.
1. Туристская подготовка.
1.1.
Значение туристских
походов в формировании характера человека, углублении предметных знаний,
приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, толерантности.
1.2.
Личное и групповое
туристское снаряжение, усовершенствование относительно условий похода.
Подготовка личного снаряжения с учётом погодных условий. Сушка одежды и обуви в
походе.
1.3.
Питание в туристском
походе. Правила приготовления пищи. Значение витаминов.
1.4.
Организация
туристского быта. Жизнеобеспечение привала и ночлега. Установка палатки в
различных условиях. Правила разведения костра. Определение состава группы и
распределение обязанностей.
1.5.
Подготовка к походу.
Составление профиля маршрута, изучение сложных участков и плана их преодоления.
Разработка маршрута похода.
1.6.
Основы тактики и
техники преодоления естественных препятствий в походе в разные времена года.
Определение способа переправы на конкретном участке.
1.7.
Психологические
факторы, влияющие на безопасность в походе. Наблюдение за погодой – одна из мер
обеспечения безопасности. Правила техники безопасности во время передвижения по
маршруту; оказание первой медицинской помощи при ушибах, травмах, укусах
насекомых, пищевых отравлениях. Способы транспортировки пострадавшего.
2. Топография и ориентирование.
2.1. Понятие о топографических и спортивных
картах. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа.
Построение профиля маршрута. Планирование маршрута по топографической карте.
2.2. Работа с компасом. Ориентирование карты
и компаса. Движение по азимуту. Факторы,
влияющие на точность движения по азимуту.
2.3. Способы измерения расстояний. Измерение
среднего шага. Счёт шагов при движении шагом, бегом; необходимость тренировки
глазомера для измерения расстояния; определение расстояния по времени движения.
Особенности зимнего ориентирования; ориентирование в усложнённых условиях.
3. Физическая подготовка.
Направлена на формирование понимания
индивидуальных режимов нагрузок, их контроля и наблюдений за динамикой показателей
физической подготовленности, развитие физических качеств, учитывая
сенситивные периоды.
3.1. Изучение приёмов самомассажа.
Ведение дневника самоконтроля.
3.2. Комплексное использование всех средств
физической подготовки с акцентом на разработку индивидуально ориентированного
содержания двигательной деятельности.
3.3. Бег по пересечённой местности, по песку
по кочкам, по воде. Бег с преодолением препятствий. Равномерный, интервальный и
переменный бег. Смешанное передвижение с
чередованием бега и ходьбы. Бег в усложнённых условиях – спиной вперёд, со
сменой направлений, с остановкой; прыжковый бег. Кросс до 3000 – 5000 метров.
3.4. Подвижные игры и эстафеты.с применением
сложных двигательных заданий; простейшая полоса препятствий.
3.5. Туристская эстафета.
Туристская техника. Движение по лесу
через кустарники и завалы, по заболоченной местности, по тропам и без троп.
Движение по склонам различной крутизны; техника переправ, спусков и подъёмов.
4. Начальная
инструкторская подготовка.
4.1. Обязанности членов туристской группы.
Распределение с учётом индивидуальных интересов. Обязанности помощника педагога
при подготовке и проведении похода.
5.
Туристско-познавательная деятельность.
5.1. Туристские возможности родного
края. Характеристика объектов для туристической деятельности, в том числе – для
иностранных туристов. Участие в создании летописи своего населённого пункта,
истории жизни прославленных земляков.
Рекомендуется всем школьникам Красноярского
края изучить жизнь и становление великого спортсмена России по вольной борьбе –
нашего земляка Ивана Ярыгина, который был и остаётся примером твёрдости духа,
несгибаемой воли к спортивной победе и проявления самых лучших человеческих
качеств.
5.2. Деятельность по охране природы в
условиях похода; сбор материалов для предметных кабинетов. Помощь своей школе,
одиноким и престарелым жителям.
9 класс
1. Туристская подготовка.
1.1. Усовершенствование туристского
снаряжения применительно к условиям похода.
Нормативные документы по туризму – инструкция
по проведению туристских походов и экскурсий.
1.2. Подготовка к походу. Разработка
маршрутов после изучения района похода.
1.3. Совершенствование навыков преодоления
естественных препятствий, организация страховки и самостраховки при прохождении
отдельных участков.
1.4. Соревнование по спортивному туризму.
Содержание соревнований, подготовка и оборудование, организация судейства
отдельных этапов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований.
Описание отдельных этапов и специальных заданий.
2. Топография и ориентирование.
2.1. Корректировка спортивной карты. Техника
рисовки. Планшет для съёмки, етериал для рисовки.
2.2. Маршрутная глазомерная съёмка в походах
и экскурсиях. Методы маршрутной глазомерной съёмки, способы съёмки ситуации:
способ засечек, полярный способ.
2.3. Выбор пути и движение с учётом рельефа
местности, проходимости и почвенного покрова. Выход на контрольные пункты и
уход с них в выбранном направлении.
2.4. Движение по маркированной трассе с
фиксацией основных ориентиров.
3. Физическая подготовка.
Направлена на повышение уровня функциональных
возможностей организма в ходе туристской деятельности при использовании
специальных средств физической
подготовки и применении всех методов выполнения
нагрузки.
3.1. Анализ данных врачебного контроля
самоконтроля. Анализ ведения дневника самоконтроля.
3.2 Упражнения на развитие физических
качеств, необходимых для
специальной подготовки.
Бег: с выходом на заданные ориентиры; с
выходом на заданную точку с контролем направления и расстояния; по дорогам,
тропам, просекам с измерением расстояния; по лесу различной проходимости,
склонам различной крутизны.
Подъёмы по склонам различной крутизны.
Элементы скалолазания.
Переправы через различные препятствия, в том
числе в усложнённых условиях. Меры страховки и самостраховки.
Туристская техника в экстремальных
ситуациях.
Движение вдоль оврагов, ручьёв, по реке к
населённому пункту. Выбор направления движения при отсутствии карты и компаса.
Действия при отставании одного или нескольких
членов группы, организация поиска. Действия при потере ориентировки.
Организация разведки маршрута. Оказание
медицинской помощи нуждающимся в нестандартной ситуации.
4. Инструкторская
подготовка.
4.1. Значение психологических особенностей в
процессе изучения туристской еятельности. Темперамент и его типы. Типы нервной
системы. Черты характера, воспитание черт характера.
Практическое занятие (деловая или ролевая
игра).
1.2.
Права и обязанности
руководителя группы:
5.
Туристско-познавательная деятельность.
5.1. Продолжить
изучение туристских возможностей родного края, составление летописи малой
родины, историй жизни прославленных земляков, в том числе – спортсменов.
5.2.
Продолжить практическую деятельность по охране природы условиях похода; сбор
материалов для предметных кабинетов, помощь своей школе, одиноким и престарелым
жителям.