5 – 6 классы

5 – 6 классы.

1. Основы туристской подготовки

1.1. История развития туризма.

Туризм – средство познания своего края; средство   физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности и прикладных навыков. Виды туризма. Понятие о спортивном туризме.

Основные туристско-краеведческие направления: родной край, его туристские возможности; экскурсионные объекты и музеи.

1.2. Воспитательная роль туризма.

Значение спортивного и познавательного туризма в формировании общей  культуры личности, основ поведения в природе и обществе. Воспитание волевых качеств личности.

1.3. Туристское снаряжение.

Перечень снаряжения. Одежда и обувь. Подготовка снаряжения. Понятие о еяпповом снаряжении. Организация туристского быта. Практическое занятие.

1.4. Подготовка к экскурсии, походу. Определение цели и места района движения; составление плана. Подготовка: изучение литературы, получение возможных сведений.

 

2. Ориентирование на местности

2. 1. Ориентирование по горизонту. Основные направления на стороны горизонта.

2.2. Работа с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Практическое занятие.

2.3. Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты, ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2.4. Дидактические игры: «Краски осени», «Лесные находки», «Что за птица?», «Что изменилось?», «Рассмотри и опиши», «Узнай растение по листу», «Да и нет», «Весенний луг», «Что сначала, что потом?»,

 

3. Физическая подготовка

Направлена на развитие физических кондиций в аэробном режиме двигательной деятельности  и специфических координационных способностей. Применяются адекватные возрасту занимающихся методы выполнения нагрузки, в том числе широко – игровой и соревновательный. Обязателен  индивидуальный подход к параметрам нагрузки на занятиях.

3.1. Ходьба по местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через естественные препятствия; дыхание при ходьбе.

3.2. Бег. Специальные упражнения для отработки длины и частоты шага; для совершенствования техники бега.  Бег в разных условиях: с изменением темпа, в гору, с горы, с преодолением естественных препятствий, по ровному грунту, по траве. Кросс на дистанцию от 300 до 3000 метров. Дыхание при беге. Бег в сочетании с ходьбой.

3.3. Преодоление препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая; перелезая, влезая, подлезая.

3.4. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Охотники и зайцы»,«Мыши и кот», «Волк во рву», Лягушка и цапля», «Попади в цель», «Полоса препятствий», «С кочки на кочку», »Не намочи ног».

3.5. Туристская эстафета.

4. Туристско-познавательная деятельность.

4.1. Родной край. Природные особенности. История. Известные земляки. Памятники истории и культуры. История своего населённого пункта. Практическое занятие.

4.2. Туристские возможности родного края. Прогулки, экскурсии по объектам; музеи. Практическое занятие.

4.3. Знакомство с исследовательской работой. 

 

7 – 8 классы.

1. Туристская подготовка.

1.1.        Значение туристских походов в формировании характера человека, углублении предметных знаний, приобретении трудовых навыков, воспитании самостоятельности, толерантности.

1.2.        Личное и групповое туристское снаряжение, усовершенствование относительно условий похода. Подготовка личного снаряжения с учётом погодных условий. Сушка одежды и обуви в походе.

1.3.        Питание в туристском походе. Правила приготовления пищи. Значение витаминов.

1.4.        Организация туристского быта. Жизнеобеспечение привала и ночлега. Установка палатки в различных условиях. Правила разведения костра. Определение состава группы и распределение обязанностей.

1.5.        Подготовка к походу. Составление профиля маршрута, изучение сложных участков и плана их преодоления. Разработка маршрута похода.

1.6.        Основы тактики и техники преодоления естественных препятствий в походе в разные времена года. Определение способа переправы на конкретном участке.

1.7.        Психологические факторы, влияющие на безопасность в походе. Наблюдение за погодой – одна из мер обеспечения безопасности. Правила техники безопасности во время передвижения по маршруту; оказание первой медицинской помощи при ушибах, травмах, укусах насекомых, пищевых отравлениях. Способы транспортировки пострадавшего.

 

2. Топография и ориентирование.

2.1. Понятие о топографических и спортивных картах. Условные знаки топографических и спортивных карт. Изображение рельефа. Построение профиля маршрута. Планирование маршрута по топографической карте.

2.2. Работа с компасом. Ориентирование карты и компаса. Движение по  азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту.

2.3. Способы измерения расстояний. Измерение среднего шага. Счёт шагов при движении шагом, бегом; необходимость тренировки глазомера для измерения расстояния; определение расстояния по времени движения. Особенности зимнего ориентирования; ориентирование в  усложнённых условиях. 

 

3. Физическая подготовка.

Направлена на формирование понимания индивидуальных режимов нагрузок, их контроля и наблюдений за динамикой показателей физической подготовленности, развитие физических качеств, учитывая сенситивные периоды.

3.1. Изучение приёмов самомассажа. Ведение дневника самоконтроля.

3.2. Комплексное использование всех средств физической подготовки с акцентом на разработку индивидуально ориентированного содержания двигательной деятельности.

3.3. Бег по пересечённой местности, по песку по кочкам, по воде. Бег с преодолением препятствий. Равномерный, интервальный и переменный бег. Смешанное передвижение  с чередованием бега и ходьбы. Бег в усложнённых условиях – спиной вперёд, со сменой направлений, с остановкой; прыжковый бег. Кросс до 3000 – 5000 метров.

3.4. Подвижные игры и эстафеты.с применением сложных двигательных заданий; простейшая полоса препятствий.

3.5. Туристская эстафета.

Туристская техника.  Движение по лесу через кустарники и завалы, по заболоченной местности, по тропам и без троп. Движение по склонам различной крутизны; техника переправ, спусков и подъёмов.

 

4. Начальная инструкторская подготовка.

4.1. Обязанности членов туристской группы. Распределение с учётом индивидуальных интересов. Обязанности помощника педагога при подготовке и проведении похода.

5. Туристско-познавательная деятельность.

5.1. Туристские возможности родного края. Характеристика объектов для туристической деятельности, в том числе – для иностранных туристов. Участие в создании летописи своего населённого пункта, истории жизни прославленных земляков.

Рекомендуется всем школьникам Красноярского края изучить жизнь и становление великого спортсмена России по вольной борьбе – нашего земляка Ивана Ярыгина, который был и остаётся примером твёрдости духа, несгибаемой воли к спортивной победе и проявления самых лучших человеческих качеств.

5.2. Деятельность по охране природы в условиях похода; сбор материалов для предметных кабинетов. Помощь своей школе, одиноким и престарелым жителям.

 

9 класс

 

1. Туристская подготовка.

1.1. Усовершенствование туристского снаряжения применительно к условиям похода.

Нормативные документы по туризму – инструкция по проведению туристских походов и экскурсий.

1.2. Подготовка к походу. Разработка маршрутов после изучения района похода.

1.3. Совершенствование навыков преодоления естественных препятствий, организация страховки и самостраховки при прохождении отдельных участков.

1.4. Соревнование по спортивному туризму. Содержание соревнований, подготовка и оборудование, организация судейства отдельных этапов. Обеспечение безопасности при проведении соревнований. Описание отдельных этапов и специальных заданий.

2. Топография и ориентирование.

2.1. Корректировка спортивной карты. Техника рисовки. Планшет для съёмки, етериал для рисовки.

2.2. Маршрутная глазомерная съёмка в походах и экскурсиях. Методы маршрутной глазомерной съёмки, способы съёмки ситуации: способ засечек, полярный способ.

2.3. Выбор пути и движение с учётом рельефа местности, проходимости и почвенного покрова. Выход на контрольные пункты и уход с них в выбранном направлении.

2.4. Движение по маркированной трассе с фиксацией основных ориентиров.

3. Физическая подготовка.

Направлена на повышение уровня функциональных возможностей организма в ходе туристской деятельности при использовании специальных средств  физической подготовки  и применении всех методов выполнения нагрузки.

3.1. Анализ данных врачебного контроля самоконтроля. Анализ ведения дневника самоконтроля.

3.2 Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для

специальной подготовки.

Бег: с выходом на заданные ориентиры; с выходом на заданную точку с контролем направления и расстояния; по дорогам, тропам, просекам с измерением расстояния; по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.

Подъёмы по склонам различной крутизны. Элементы скалолазания.

Переправы через различные препятствия, в том числе в усложнённых условиях. Меры страховки и самостраховки.

Туристская техника в экстремальных ситуациях.

Движение вдоль оврагов, ручьёв, по реке к населённому пункту. Выбор направления движения при отсутствии карты и компаса.

Действия при отставании одного или нескольких членов группы, организация поиска. Действия при потере ориентировки.

Организация разведки маршрута. Оказание медицинской помощи нуждающимся в нестандартной ситуации.

4. Инструкторская подготовка.

4.1. Значение психологических особенностей в процессе изучения туристской еятельности. Темперамент и его типы. Типы нервной системы. Черты характера, воспитание черт характера.

Практическое занятие (деловая или ролевая игра).

1.2.   Права и обязанности руководителя группы:

5. Туристско-познавательная деятельность.

5.1. Продолжить изучение туристских возможностей родного края, составление летописи малой родины, историй жизни прославленных земляков, в том числе – спортсменов.

5.2. Продолжить практическую деятельность по охране природы условиях похода; сбор материалов для предметных кабинетов, помощь своей школе, одиноким и престарелым жителям.


 

 

Используются технологии uCoz
Главная страница

Используются технологии uCoz